Мысли о приходской жизни. Часть 1.

Что есть приходская жизнь? Сегодня нам необходимо уяснить это особенно точно, чтобы избежать большого количества ошибок и правильно направить свою созидательную деятельность над Церковью Христовой. И именно нам, всем нам православным христианам.

Сегодня распространенным явлением стало понятие «сходить в церковь». И стало оно равно тому, чтобы «сходить в магазин», «сходить в кино» или «сходить в кафе». То есть придти в храм по зову души и религиозного чувства, чтобы поставить свечи и помолиться Богу перед иконами, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Ведь храм, как нас учат в самом храме ― это место особого пребывания Бога на земле. И здесь нужно понять самое главное, что Церковь, это не место, Церковь ― это собрание.

И прежде всего ― Церковь ― это собрание людей, верующих во Христа и веру свою подтверждающие. Одни люди здесь служат и совершают молитвословия и обрядовые действия ― это духовенство, другие совершают благообразное уставное пение и помогают при совершении Литургии и прочих таинств ― это церковнослужители, и третьи, которые молятся и составляют большинство в Церкви ― это прихожане. Совершенно ошибочно считать, что между мирянами и духовенством лежит огромная пропасть. Просто сегодня церковная община не чувствует внутренней связи между собой и священником, между собой и епископом области. Это связано с тем, что в настоящее время утеряна практика, когда пастырь поставляется из среды прихода, из среды общины. Это продиктовано многими факторами, главным из которых является т.н. «дефицит кадров» ― не каждый приход в настоящее время может выпустить из свой среды грамотного священника, да и не каждый возьмет на себя эту обязанность.

Священник, а именно настоятель, не является директором храма, как мы привыкли переносить наш мирской обычай на церковные установления. Священник ― это пастырь и советник. Разумеется, он несет ответственность за вверенный ему приход, ему принадлежит первенство чести и решающий голос, поэтому в его руках сосредоточены своеобразные бразды правления. Но важно помнить, что нет Церкви без предстоятеля, но нет и предстоятеля без Церкви. Поэтому управление приходом ― это совместный совещательный процесс между настоятелем и общиной. Не зря высшим органом управления приходом является Приходское собрание, где решения принимают не только священники, но и члены прихода. И сегодня важно, чтобы прихожане активно участвовали в жизни и развитии своей общины, которая и есть приход.

Община, сосредоточенная в храме, должна иметь свое лицо, свой голос, свои традиции, свой курс. Поэтому должны укрепляться, прежде всего, связи между людьми, составляющими приходскую общину. Сегодня в большинстве своем мы видим скорее «разобщность», а не единение.

Но давайте выделим две важные составляющие приходской жизни. Первая ― это административно-хозяйственная деятельность та самая внешняя видимая оболочка, поскольку сегодня церковь очень прочно ассоциируется у людей с храмовым зданием, которое необходимо построить и содержать в хорошем состоянии, сюда же относятся и вся хозяйственная деятельность, которая совершается на территории прихода. Как правило, при церкви действует штат сотрудников, которые официально трудоустроены, ведь совершать контроль за храмовым комплексом только на добровольных началах весьма проблематично.

И вторая, самая важная, но та, которая сегодня очень часто выпадает из зоны нашего внимания, это мистическая часть прихода – то самое тело Христово, которое составляют собой верующие. «Вы  тело Христово» (1 Кор. 12, 27), говорит апостол Павел Коринфской Церкви. Увы, сегодня общая мирская психология, проникнутая духом потребительства, заставляет нас думать, что храм ― это лишь место нашего личного освящения. Литургия, вместо общего дела, которым она часто является лишь на словах, стала похожа на театральное представление, где актерами выступает духовенство, а все собравшиеся в храме люди всего лишь зрители и отчасти сопереживатели происходящего. Но это очень большое заблуждение, которому уже сотни лет.

Как же мы можем укреплять и развивать приходскую жизнь?

Первое и самое главное, о чем только можно говорить ― это литургическая и евхаристическая жизнь. Собрание прихода вокруг Чаши Христовой. Именно этим и живет община. Именно это и есть центр христианской жизни. Таинство Евхаристии, которое опять же сегодня воспринимается лишь как панацея от духовных болезней, лекарство, если принимаешь с верой, и от телесных недугов, источник благодати и все то, что в духе потребления – для себя. А где же братья и сестры во Христе? Где Тело Христово? «Вы  тело Христово, а порознь ― члены» (1 Кор. 12, 27), напоминает нам первоверховный апостол. А потому что нас это сегодня не сильно интересует, потому что на повестке дня только мои личные грехи, и мои личные связи с Богом. Но простите, откуда же берется этот духовный эгоизм? Согласен, в реалиях городской жизни очень сложно найти возможность, чтобы уделить время и силы другим людям. Но мы помним, что Церковь ― это не земной институт, а небесный. И нацелен он на жизнь в Духе Святом, поэтому и совершается в ней все по законам Духа. Сегодня мы страшно разобщены. Но внутренняя жизнь общины благотворно влияет на развитие христианских качеств. Одним из плюсов является вхождение человека в Церковь, как общество молящихся, общество исправляющихся людей, а ведь сообща решить многие, даже внутренние проблемы, гораздо проще, чем в одиночку. У человека появляется стимул к исправлению. Он видит исправление других и уже не может оставаться в прежнем состоянии, когда моя жизнь ― мои правила. Христианин начинает соизмерять свою жизнь с жизнью общины, начинает тянуться, вместе с другими к Богу, гораздо яснее, чем в одиночку.

Уже сейчас слышу, что люди приходят в храм не только для того, чтобы отдать свой долг Богу, но прежде всего от желания снова вернуться в храм, где встретиться со своими братьями и сестрами во Христе и совместно с ними принести в дар Богу свою молитву. И подобные свидетельства должны только возрастать.

Многие места литургии как раз и акцентируют внимание на нашей сплоченности, на нашем единомыслии и это не только единомыслие догматическое, когда мы исповедуем Никео-Цареградский Символ Веры. Это желание стать «единеми устами и единем сердцем», которого может и не быть, но к которому стоит стремиться.

Вторая сфера приходской жизни строится на молитвенной жизни прихода. И вот тут самым лучшим образом проявляет себя то, как прихожане соотносятся между собой. Сюда относится круговое чтение Псалтири, которое сегодня наш приход практикует во время Рождественского и Великого постов, молитвы по соглашению за христиан, нуждающихся в нашей молитвенной поддержке и помощи, и просто частные молитвы друг о друге. Например, может практиковаться молитва о детях, не только о своих, но о всех, кто желает присоединиться к этой молитве. Вот это и будет хорошей площадкой для возрастания в любви к ближнему.

Третий круг ― добрые дела, которые нам заповедано совершать и которые являются неотъемлемой частью деятельной общины, см. Притчу о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46). Приход, который не занимается заботой о ближних ― мертвый приход, который не исполняет слов Христа. Да, здесь существует проблема с загруженностью городского человека, но это должно влиять лишь на малочисленность направлений, которые осуществляет приход в своей деятельности, потому что с нас, как христиан никто не снимает задачи заботы о ближнем. Но часто бывает так, что те, кто не могут быть в то или иное время там, где они нужны, помогают материально и это тоже существенный и весомый вклад в общее дело. Лишь бы это не принимало форму откупа от совместных дел.

И, наконец, четвертая область, межличностные отношения. При храме могут существовать и формироваться различные организации или группы по интересам. К сожалению, подобный взгляд встречает сегодня наибольшее отторжение в том плане, что «Церковь ― это не клуб по интересам». Вот именно, если во главе всего стоит Евхаристия, то все остальное совершается по формуле блж. Августина еп. Иппонского ― «в главном  единство, во второстепенном ― свобода, и во всем любовь». Увы, гораздо чаще случается наоборот — при храме, в миссионерских целях, начинают формировать группы людей, объединенных общей идеей или интересом для их последующего приобщения к вере и воцерковления, но чаще всего получается именно по-другому, если человек уже не пришел ко Христу, то и позже есть мало шансов, что он обратиться, а скорее всего он просто покинет храм, как только ему надоест эта деятельность, ради которой он пришел в церковь. Поэтому не предложение рождает спрос, а именно спрос рождает предложение. И здесь нет ничего зазорного в том, что прихожане занимаются кройкой и шитьем или организацией игры на музыкальных инструментах. Мы не можем и не должны отсекать человека от его земных увлечений, важно дать человеку, который в Церкви почувствовать, что и то, что ему важно имеет место быть.

Часто случается так, что в общине формируется костяк прихода, ядро из самых авторитетных, ревностных и активных прихожан, которые могут с энтузиазмом занимать все свободные ниши, развивая те или иные направления. И у тех прихожан, что менее расположены или меньше располагают временем и возможностью может возникнуть мнение, что «зачем я буду вторгаться в эту отлаженную и дружную семью, где уже все друг друга знают, я там буду лишним». Действительно, это не редкость и, думаю, что в этом случае активные прихожане могут взять те или иные направления церковной деятельности, активно привлекая в помощь других. Это и труд облегчает и служит миссионерским целям ― дать возможность почувствовать члену прихода свою значимость и полезность.

Еще одним вектором развития может стать акцент на воцерковлении детей. Дети являются такими же членами прихода, и община берет над ними попечение в плане воспитания и наставления. Это не обособленная воскресная школа, а именно, как мы это называем ― семейный клуб. Церковь это большая дружная семья и дети воспитываются под ее надзором. Отсюда начинается цепная реакция в виде участия родителей в деятельности своих чад (при их желательном на это согласии). При таких условиях маленькому человеку гораздо легче проникнуться христианским духом, который заключается в чуждости всякому лицемерию. Поэтому важна совместная досуговая деятельность детей и их родителей, соответственно не забывая о совместной Чаше Христовой.

Сегодня, как никогда, Церковь должна избегать формализма во всех его проявлениях. Где господствует бездушная буква закона, оттуда уходит церковный дух (или Дух?). Когда Церковь лицемерит ― это болезненно отдается на всех ее приверженцах. Дух Сам делает себе форму и в каждом отдельном случае это могут быть свои, непохожие на другие проявления. Это касается, как общецерковной деятельности, так и частной жизни христианина. Когда мы ставим себя в рамки всевозможных правил, тогда рамки начинают довлеть над человеком, и он скоро теряет или свободу или желание.

У многих людей также присутствует страх, что погружение в приходскую жизнь может стать похожим на погружение в сектантскую общину, где законы общины довлеют над человеком. И тут мы должны помнить, что Церковь лишена категоризма (категорична она только ко греху), она всегда оставляет человеку свободу действия. Внутренняя жизнь и настрой общины это задача духовенства, чтобы вразумлять и направлять людей «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2,3). Верующий человек пытается меняться сам, а не менять всех вокруг себя. Именно в этом заключается успех христианской проповеди и христианской жизни. И именно это отличает Церковь от секты. В Церкви ― свобода, в секте контроль и давление.

Продолжение следует

Просмотры(80)