Мысли о приходской жизни. Часть 1.
Что есть приходская жизнь? Сегодня нам необходимо уяснить это особенно точно, чтобы избежать большого количества ошибок и правильно направить свою созидательную деятельность над Церковью Христовой. И именно нам, всем нам православным христианам.
Сегодня распространенным явлением стало понятие «сходить в церковь». И стало оно равно тому, чтобы «сходить в магазин», «сходить в кино» или «сходить в кафе». То есть придти в храм по зову души и религиозного чувства, чтобы поставить свечи и помолиться Богу перед иконами, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Ведь храм, как нас учат в самом храме ― это место особого пребывания Бога на земле. И здесь нужно понять самое главное, что Церковь, это не место, Церковь ― это собрание.
И прежде всего ― Церковь ― это собрание людей, верующих во Христа и веру свою подтверждающие. Одни люди здесь служат и совершают молитвословия и обрядовые действия ― это духовенство, другие совершают благообразное уставное пение и помогают при совершении Литургии и прочих таинств ― это церковнослужители, и третьи, которые молятся и составляют большинство в Церкви ― это прихожане. Совершенно ошибочно считать, что между мирянами и духовенством лежит огромная пропасть. Просто сегодня церковная община не чувствует внутренней связи между собой и священником, между собой и епископом области. Это связано с тем, что в настоящее время утеряна практика, когда пастырь поставляется из среды прихода, из среды общины. Это продиктовано многими факторами, главным из которых является т.н. «дефицит кадров» ― не каждый приход в настоящее время может выпустить из свой среды грамотного священника, да и не каждый возьмет на себя эту обязанность.
Священник, а именно настоятель, не является директором храма, как мы привыкли переносить наш мирской обычай на церковные установления. Священник ― это пастырь и советник. Разумеется, он несет ответственность за вверенный ему приход, ему принадлежит первенство чести и решающий голос, поэтому в его руках сосредоточены своеобразные бразды правления. Но важно помнить, что нет Церкви без предстоятеля, но нет и предстоятеля без Церкви. Поэтому управление приходом ― это совместный совещательный процесс между настоятелем и общиной. Не зря высшим органом управления приходом является Приходское собрание, где решения принимают не только священники, но и члены прихода. И сегодня важно, чтобы прихожане активно участвовали в жизни и развитии своей общины, которая и есть приход.
Община, сосредоточенная в храме, должна иметь свое лицо, свой голос, свои традиции, свой курс. Поэтому должны укрепляться, прежде всего, связи между людьми, составляющими приходскую общину. Сегодня в большинстве своем мы видим скорее «разобщность», а не единение.
Но давайте выделим две важные составляющие приходской жизни. Первая ― это административно-хозяйственная деятельность та самая внешняя видимая оболочка, поскольку сегодня церковь очень прочно ассоциируется у людей с храмовым зданием, которое необходимо построить и содержать в хорошем состоянии, сюда же относятся и вся хозяйственная деятельность, которая совершается на территории прихода. Как правило, при церкви действует штат сотрудников, которые официально трудоустроены, ведь совершать контроль за храмовым комплексом только на добровольных началах весьма проблематично.
И вторая, самая важная, но та, которая сегодня очень часто выпадает из зоны нашего внимания, это мистическая часть прихода – то самое тело Христово, которое составляют собой верующие. «Вы ― тело Христово» (1 Кор. 12, 27), говорит апостол Павел Коринфской Церкви. Увы, сегодня общая мирская психология, проникнутая духом потребительства, заставляет нас думать, что храм ― это лишь место нашего личного освящения. Литургия, вместо общего дела, которым она часто является лишь на словах, стала похожа на театральное представление, где актерами выступает духовенство, а все собравшиеся в храме люди всего лишь зрители и отчасти сопереживатели происходящего. Но это очень большое заблуждение, которому уже сотни лет.
Как же мы можем укреплять и развивать приходскую жизнь?
Первое и самое главное, о чем только можно говорить ― это литургическая и евхаристическая жизнь. Собрание прихода вокруг Чаши Христовой. Именно этим и живет община. Именно это и есть центр христианской жизни. Таинство Евхаристии, которое опять же сегодня воспринимается лишь как панацея от духовных болезней, лекарство, если принимаешь с верой, и от телесных недугов, источник благодати и все то, что в духе потребления – для себя. А где же братья и сестры во Христе? Где Тело Христово? «Вы ― тело Христово, а порознь ― члены» (1 Кор. 12, 27), напоминает нам первоверховный апостол. А потому что нас это сегодня не сильно интересует, потому что на повестке дня только мои личные грехи, и мои личные связи с Богом. Но простите, откуда же берется этот духовный эгоизм? Согласен, в реалиях городской жизни очень сложно найти возможность, чтобы уделить время и силы другим людям. Но мы помним, что Церковь ― это не земной институт, а небесный. И нацелен он на жизнь в Духе Святом, поэтому и совершается в ней все по законам Духа. Сегодня мы страшно разобщены. Но внутренняя жизнь общины благотворно влияет на развитие христианских качеств. Одним из плюсов является вхождение человека в Церковь, как общество молящихся, общество исправляющихся людей, а ведь сообща решить многие, даже внутренние проблемы, гораздо проще, чем в одиночку. У человека появляется стимул к исправлению. Он видит исправление других и уже не может оставаться в прежнем состоянии, когда моя жизнь ― мои правила. Христианин начинает соизмерять свою жизнь с жизнью общины, начинает тянуться, вместе с другими к Богу, гораздо яснее, чем в одиночку.
Уже сейчас слышу, что люди приходят в храм не только для того, чтобы отдать свой долг Богу, но прежде всего от желания снова вернуться в храм, где встретиться со своими братьями и сестрами во Христе и совместно с ними принести в дар Богу свою молитву. И подобные свидетельства должны только возрастать.
Многие места литургии как раз и акцентируют внимание на нашей сплоченности, на нашем единомыслии и это не только единомыслие догматическое, когда мы исповедуем Никео-Цареградский Символ Веры. Это желание стать «единеми устами и единем сердцем», которого может и не быть, но к которому стоит стремиться.
Вторая сфера приходской жизни строится на молитвенной жизни прихода. И вот тут самым лучшим образом проявляет себя то, как прихожане соотносятся между собой. Сюда относится круговое чтение Псалтири, которое сегодня наш приход практикует во время Рождественского и Великого постов, молитвы по соглашению за христиан, нуждающихся в нашей молитвенной поддержке и помощи, и просто частные молитвы друг о друге. Например, может практиковаться молитва о детях, не только о своих, но о всех, кто желает присоединиться к этой молитве. Вот это и будет хорошей площадкой для возрастания в любви к ближнему.
Третий круг ― добрые дела, которые нам заповедано совершать и которые являются неотъемлемой частью деятельной общины, см. Притчу о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46). Приход, который не занимается заботой о ближних ― мертвый приход, который не исполняет слов Христа. Да, здесь существует проблема с загруженностью городского человека, но это должно влиять лишь на малочисленность направлений, которые осуществляет приход в своей деятельности, потому что с нас, как христиан никто не снимает задачи заботы о ближнем. Но часто бывает так, что те, кто не могут быть в то или иное время там, где они нужны, помогают материально и это тоже существенный и весомый вклад в общее дело. Лишь бы это не принимало форму откупа от совместных дел.
И, наконец, четвертая область, межличностные отношения. При храме могут существовать и формироваться различные организации или группы по интересам. К сожалению, подобный взгляд встречает сегодня наибольшее отторжение в том плане, что «Церковь ― это не клуб по интересам». Вот именно, если во главе всего стоит Евхаристия, то все остальное совершается по формуле блж. Августина еп. Иппонского ― «в главном ― единство, во второстепенном ― свобода, и во всем любовь». Увы, гораздо чаще случается наоборот — при храме, в миссионерских целях, начинают формировать группы людей, объединенных общей идеей или интересом для их последующего приобщения к вере и воцерковления, но чаще всего получается именно по-другому, если человек уже не пришел ко Христу, то и позже есть мало шансов, что он обратиться, а скорее всего он просто покинет храм, как только ему надоест эта деятельность, ради которой он пришел в церковь. Поэтому не предложение рождает спрос, а именно спрос рождает предложение. И здесь нет ничего зазорного в том, что прихожане занимаются кройкой и шитьем или организацией игры на музыкальных инструментах. Мы не можем и не должны отсекать человека от его земных увлечений, важно дать человеку, который в Церкви почувствовать, что и то, что ему важно имеет место быть.
Часто случается так, что в общине формируется костяк прихода, ядро из самых авторитетных, ревностных и активных прихожан, которые могут с энтузиазмом занимать все свободные ниши, развивая те или иные направления. И у тех прихожан, что менее расположены или меньше располагают временем и возможностью может возникнуть мнение, что «зачем я буду вторгаться в эту отлаженную и дружную семью, где уже все друг друга знают, я там буду лишним». Действительно, это не редкость и, думаю, что в этом случае активные прихожане могут взять те или иные направления церковной деятельности, активно привлекая в помощь других. Это и труд облегчает и служит миссионерским целям ― дать возможность почувствовать члену прихода свою значимость и полезность.
Еще одним вектором развития может стать акцент на воцерковлении детей. Дети являются такими же членами прихода, и община берет над ними попечение в плане воспитания и наставления. Это не обособленная воскресная школа, а именно, как мы это называем ― семейный клуб. Церковь это большая дружная семья и дети воспитываются под ее надзором. Отсюда начинается цепная реакция в виде участия родителей в деятельности своих чад (при их желательном на это согласии). При таких условиях маленькому человеку гораздо легче проникнуться христианским духом, который заключается в чуждости всякому лицемерию. Поэтому важна совместная досуговая деятельность детей и их родителей, соответственно не забывая о совместной Чаше Христовой.
Сегодня, как никогда, Церковь должна избегать формализма во всех его проявлениях. Где господствует бездушная буква закона, оттуда уходит церковный дух (или Дух?). Когда Церковь лицемерит ― это болезненно отдается на всех ее приверженцах. Дух Сам делает себе форму и в каждом отдельном случае это могут быть свои, непохожие на другие проявления. Это касается, как общецерковной деятельности, так и частной жизни христианина. Когда мы ставим себя в рамки всевозможных правил, тогда рамки начинают довлеть над человеком, и он скоро теряет или свободу или желание.
У многих людей также присутствует страх, что погружение в приходскую жизнь может стать похожим на погружение в сектантскую общину, где законы общины довлеют над человеком. И тут мы должны помнить, что Церковь лишена категоризма (категорична она только ко греху), она всегда оставляет человеку свободу действия. Внутренняя жизнь и настрой общины это задача духовенства, чтобы вразумлять и направлять людей «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2,3). Верующий человек пытается меняться сам, а не менять всех вокруг себя. Именно в этом заключается успех христианской проповеди и христианской жизни. И именно это отличает Церковь от секты. В Церкви ― свобода, в секте контроль и давление.
Продолжение следует
Просмотры(87)
Комментарии закрыты, но разрешены обратные ссылки и отклики.